Программа ТО

 Программа творческого объединения "В мире сказок"

Пояснительная записка

          Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста — основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств, эмоций.
          Данный интегрированный курс кружковых занятий, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство, составлен на 1 учебный год для детей 7-10 лет из расчёта 2 часа в неделю, всего - 72 часа в год.

          Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

          Целью курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Задачи курса

     Программой предусматривается решение следующих задач:
  • воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
  • воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с различными литературными произведениями, а через них с традициями разных стран и народов;
  • развитие прикладных умений и навыков;
  • развитие устной речи, навыков общения; обогащение словарного запаса детей, его активизация;
  • воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения;
  • выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Педагогические принципы

           Программа дополнительного образования «В мире сказок» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся; 
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка; 
  • линейность и концентризм;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.
Основные показатели эффективности реализации программы
           Для определения эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:
  • высокий уровень мотивации учащихся к театрально-игровой деятельности;
  • творческая самореализация учащихся, участие творческого объединения в смотрах, конкурсах, концертно-массовых мероприятиях.
Методы психолого-педагогической диагностики
          Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей учащихся. Системность проведения диагностики музыкально-творческого развития учащихся позволяет педагогу использовать её на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.

          Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на занятиях комфортный микроклимат.

          Анкетирование как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей.  
          Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это поможет педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даёт необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решения в следующем учебном году.

          Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.

          Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: спектакли, театрализованные представления, концерты и т.д.

Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса
К концу обучения учащиеся должны знать:
  • популярные русские сказки и сказки народов мира;
  • признаки сказки как жанра;
  • виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных);
  • правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:
  • слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;
  • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
  • передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

Тематическое планирование составлено с использованием литературы:
  • Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М. Новая школа, 1994
  • Жиреко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 2 класс» - М. ВАКО, 2006
  • «Родничок». Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: «Родничок». 1998
  • «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
  • Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009 и др.

Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы

1 год обучения
Тема занятия
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Путешествие по страницам народных сказок. Старые сказки на новый лад
45
3
Авторские сказки
25
4
Подводим итоги
1
Итого


72

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Принципом обучения является коллективное театрально-игровое творчество.
Форма занятия — групповая, оптимальное количество детей в группе — 8-10 человек.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Набор в объединение: свободный.
Срок реализации: 1 год.
Объём занятий:
учебных (в неделю): 2 часа.
Учебных (в год): 72 часа.

Работа над репертуаром

Новое произведение следует разучивать в четыре этапа:
  • первое прочтение произведения;
  • материал в работе;
  • недоработанное «готовое» произведение;
  • художественное совершенствование.

Материальное обеспечение программы:

  • просторное помещение для занятий;
  • достаточное количество посадочных мест;
  • костюмы;
  • перчаточные куклы;
  • ширма;
  • материал для творчества: пластилин, бумага для рисования, краски, клей, ножницы и т.п.

Календарно-тематическое планирование

п/п
Тематика занятий
Содержание деятельности
Кол-во часов


Введение — 1 час

1
1
Вводное занятие. Беседа по ТБ. Беседа. Знакомство с направлениями и задачами творческого объединения в новом учебном году.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
1
Путешествие по страницам народных сказок.
Старые сказки на новый лад — 45 часов
2
1
Загадки о героях сказок
Отгадывание загадок, рисование любимых героев сказок
1
3
2
Как мы говорим.
Темп, тон, громкость
Беседа. Дидактическая игра «Быстро-медленно, весело-грустно, тихо-громко»
1
4
3
Русская народная сказка «Репка»
Слушание, озвучивание сказки по слайдам презентации.
1
5
4
Настольный театр. Разыграй сказку «Репка»
Импровизация.
1
6
5
Разучивание песни «Репка»
«Репка», муз. Т.Попатенко, сл. А.Кузнецовой
1
7
6
Разучивание ролей сказки «Репка на новый лад» (по мотивам русской народной сказки)
Слушание, сравнение с народной сказкой. Распределение ролей, работа над выразительностью чтения.
1
8
7
Музыка в спектакле
Подбор музыкальных фрагментов для выхода героев сказки
1
9
8
Подготовка к инсценированию сказки «Репка на новый лад»
Чтение по ролям
1
10
9
Рисуем декорации к сказке
Рисование эскизов декорации
1
11-12
10-11
Выступление перед зрителями. Выставка творческих работ
Творческий отчёт
2
13
12
Русская народная сказка «Колобок»
Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка Колобка и других персонажей.
1
14
13
Чтение по ролям
Распределение ролей, работа над выразительностью чтения
1
15
14
Музыка в спектакле «Колобок»
Слушание, разучивание слов песенки Колобка.
1
16
15
Декорации к сказке «Колобок»
Рисование эскизов декорации
1
17
16
Разыграй сказку «Колобок»
Чтение по ролям
Создание диафильма (мультфильма) «Колобок»
1
18
17
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1
19-20
18-19
Мульти-пульти — чудная страна
1 вариант: посещение кинотеатра
2 вариант: завершение работы над мультфильмом
2
21
20
Русская народная сказка «Теремок»
Слушание, рассказывание сказки, иллюстрирование, лепка героев
1
22
21
Музыка в спектакле «Теремок»
Подбор музыкальных фрагментов для выхода героев сказки
1
23
22
Рисуем декорации к сказке «Теремок»
Рисование эскизов декорации
1
24
23
Разыграй сказку «Теремок»
Работа над выразительностью чтения. Работа над диафильмом (фильмом)
1
25
24
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1
26
25
«Герои любимых сказок»
Творческий отчёт (выставка творческих работ, литературная викторина)
1
27
26
«Лесная школа» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
Слушание, сравнение с народной сказкой.
1
28
27
Распределение ролей
Рисование героев сказки, лепка
1
29
28
Музыка в спектакле «Лесная школа»
Самостоятельный выбор песен к спектаклю из знакомых произведений
1
30
29
Рисуем декорации к сказке «Лесная школа»
Рисование эскизов декорации
1
31-32
30-31
Репетиция спектакля «Лесная школа»
Работа над выразительностью чтения
2
33
32
Выставка творческих работ
Творческий отчёт
1
34
33
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1


2 полугодие

35
34
«Зимой в лесу» (по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)
Слушание, сравнение с народной сказкой.
1
36
35
Чтение сказки «Зимой в лесу»
Распределение ролей
1
37
36
Музыка в спектакле «Зимой в лесу»
Подбор музыкальных фрагментов для выхода героев сказки
1
38
37
Чтение сказки «Зимой в лесу» по ролям
Работа над выразительностью чтения
1
39
38
Рисуем декорации к сказке «Зимой в лесу»
Рисование эскизов декорации
1
40
39
Репетиция спектакля «Зимой в лесу»
Работа над выразительностью чтения
1
41
40
Выставка творческих работ
Творческий отчёт
1
42
41
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1
43
42
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Слушание, пересказ сказки, иллюстрирование
1
44
43
Чтение сказки «Заюшкина избушка» по ролям
Чтение по ролям словесное рисование портретов героев сказки
1
45-46
44-45
Настольный театр «Заюшкина избушка»
Изготовление из бумаги персонажей сказки. Инсценирование сказки
2


Авторские сказки — 25 часов

47
1
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» в стихах
Лепка персонажей сказки
1
48
2
Распределение ролей
Заучивание стихотворного текста
1
49
3
Работа над выразительностью чтения по ролям
Выразительное чтение
1
50
4
Музыка в спектакле «Заюшкина избушка»
Подбор музыкальных фрагментов для выхода героев сказки
1
51
5
Рисуем декорации к сказке «Заюшкина избушка»
Рисование эскизов декорации
1
52
6
Репетиция спектакля «Заюшкина избушка»
Работа над выразительностью чтения
1
53
7
Выставка творческих работ
Творческий отчёт
1
54
8
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1
55-56
9-10
Сказка за сказкой
Посещение спектакля
2
57-58
11-12
Проект «Пластилиновый театр»
Лепка героев сказок
2
59-60
13-14
Проект «Пластилиновый театр»
Импровизация
2
61
15
Сказка «Мишка на посту»
Знакомство со сказкой, слушание, обсуждение, иллюстрирование
1
62
16
Распределение ролей
Заучивание стихотворного текста
1
63
17
Работа над выразительностью чтения по ролям
Выразительное чтение
1
64
18
Музыка в спектакле «Мишка на посту»
Подбор музыкальных фрагментов для выхода героев сказки
1
65-66
19-20
Экскурсия на «Поляну сказок»
Знакомство с творчеством местных умельцев
2
67
21
Рисуем декорации к сказке «Мишка на посту»
Рисование эскизов декорации
1
68
22
Репетиция спектакля «Мишка на посту»
Работа над выразительностью чтения
1
69
23
Выставка творческих работ
Творческий отчёт
1
70
24
Выступление перед зрителями.
Творческий отчёт
1
71
25
Праздник сказок
Проведение викторины «По страницам русских сказок»
1


Подводим итоги -1 час

72
1
Итоги года

1

Репертуар:
  • «Репка на новый лад»
  • «Колобок»
  • «Теремок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Лесная школа»
  • «Зимой в лесу»
  • «Мишка на посту» (автор Т.Щербинина)

В зависимости от возможностей обучающихся (по выбору):

  • о
  • д
  • л
  • л
  • д
  • д
  • д
  • д
  • ж
  • б
  • л
  • б

Комментариев нет:

Отправить комментарий