Программа творческого объединения "В мире сказок"
Пояснительная
записка
Потребность
общества в личности нового типа —
творчески активной и свободно мыслящей,
несомненно будет возрастать по мере
совершенствования социально-экономических
и культурных условий жизни. Гармоничное
развитие детей младшего школьного
возраста — основа формирования будущей
личности. Многое, конечно, зависит от
успешного решения воспитательных задач,
среди которых особое место занимают
вопросы нравственного и эстетического
воспитания. В этом процессе особенно
велика роль искусства, способного
пробуждать и воспитывать высокие
человеческие эмоции и чувства. Используя
возможности и средства разных видов
искусства, можно достаточно успешно
влиять на формирование личности младшего
школьника, его нравственных представлений,
чувств, эмоций.
Данный
интегрированный курс кружковых занятий,
включающий в себя литературное чтение
и слушание, изобразительное и театральное
искусство, составлен на 1 учебный год
для детей 7-10 лет из расчёта 2 часа в
неделю, всего - 72 часа в год.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Целью курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи
курса
Программой
предусматривается решение следующих
задач:
- воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с различными литературными произведениями, а через них с традициями разных стран и народов;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие устной речи, навыков общения; обогащение словарного запаса детей, его активизация;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения;
- выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Педагогические
принципы
Программа
дополнительного образования «В мире
сказок» руководствуется педагогическими
принципами, которые выражаются в
следующих категориях:
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка;
- линейность и концентризм;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Основные
показатели эффективности реализации
программы
Для определения эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:- высокий уровень мотивации учащихся к театрально-игровой деятельности;
- творческая самореализация учащихся, участие творческого объединения в смотрах, конкурсах, концертно-массовых мероприятиях.
Методы
психолого-педагогической диагностики
Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики творческих возможностей учащихся. Системность проведения диагностики музыкально-творческого развития учащихся позволяет педагогу использовать её на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на занятиях комфортный микроклимат.
Анкетирование как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей.
Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это поможет педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года. Кроме того, даёт необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решения в следующем учебном году.
Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: спектакли, театрализованные представления, концерты и т.д.
Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: спектакли, театрализованные представления, концерты и т.д.
Требования
к результатам обучения по программе
интегрированного курса
К
концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские сказки и сказки народов мира;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных);
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К
концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Тематическое
планирование составлено с использованием
литературы:
- Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М. Новая школа, 1994
- Жиреко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 2 класс» - М. ВАКО, 2006
- «Родничок». Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: «Родничок». 1998
- «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
- Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009 и др.
Учебно-тематический
план
дополнительной
образовательной программы
1 год обучения
- №Тема занятияКоличество часов1
Вводное занятие 12Путешествие по страницам народных сказок. Старые сказки на новый лад 453Авторские сказки 254Подводим итоги 1Итого
72
Методическое
обеспечение
дополнительной
образовательной программы
Принципом
обучения является коллективное
театрально-игровое творчество.
Форма занятия
— групповая, оптимальное количество
детей в группе — 8-10 человек.
Продолжительность
занятия: 45 минут.
Набор
в объединение: свободный.
Срок реализации:
1 год.
Объём
занятий:
учебных
(в неделю): 2 часа.
Учебных
(в год): 72 часа.
Работа над
репертуаром
Новое
произведение следует разучивать в
четыре этапа:
- первое прочтение произведения;
- материал в работе;
- недоработанное «готовое» произведение;
- художественное совершенствование.
Материальное
обеспечение программы:
- просторное помещение для занятий;
- достаточное количество посадочных мест;
- костюмы;
- перчаточные куклы;
- ширма;
- материал для творчества: пластилин, бумага для рисования, краски, клей, ножницы и т.п.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
№
|
Тематика занятий
|
Содержание деятельности
|
Кол-во часов
|
Введение — 1 час
|
||||
1
|
1
|
Вводное занятие. Беседа по ТБ. | Беседа. Знакомство с направлениями
и задачами творческого объединения
в новом учебном году. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. |
1
|
Путешествие по страницам
народных сказок.
Старые сказки на новый лад
— 45 часов
|
||||
2
|
1
|
Загадки о героях сказок |
Отгадывание загадок, рисование
любимых героев сказок
|
1
|
3
|
2
|
Как мы говорим. Темп, тон, громкость |
Беседа. Дидактическая игра
«Быстро-медленно, весело-грустно,
тихо-громко»
|
1
|
4
|
3
|
Русская народная сказка «Репка» |
Слушание, озвучивание сказки
по слайдам презентации.
|
1
|
5
|
4
|
Настольный театр. Разыграй сказку «Репка» |
Импровизация.
|
1
|
6
|
5
|
Разучивание песни «Репка» |
«Репка», муз. Т.Попатенко, сл.
А.Кузнецовой
|
1
|
7
|
6
|
Разучивание ролей сказки «Репка на новый лад» (по мотивам русской народной сказки) |
Слушание, сравнение с народной
сказкой. Распределение ролей, работа
над выразительностью чтения.
|
1
|
8
|
7
|
Музыка в спектакле |
Подбор музыкальных фрагментов
для выхода героев сказки
|
1
|
9
|
8
|
Подготовка к инсценированию сказки «Репка на новый лад» |
Чтение по ролям
|
1
|
10
|
9
|
Рисуем декорации к сказке |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
11-12
|
10-11
|
Выступление перед зрителями. Выставка творческих работ |
Творческий отчёт
|
2
|
13
|
12
|
Русская народная сказка «Колобок» |
Слушание, рассказывание сказки,
рисование героев сказки, лепка Колобка
и других персонажей.
|
1
|
14
|
13
|
Чтение по ролям |
Распределение ролей, работа
над выразительностью чтения
|
1
|
15
|
14
|
Музыка в спектакле «Колобок» |
Слушание, разучивание слов
песенки Колобка.
|
1
|
16
|
15
|
Декорации к сказке «Колобок» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
17
|
16
|
Разыграй сказку «Колобок» |
Чтение по ролям
Создание диафильма (мультфильма)
«Колобок»
|
1
|
18
|
17
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
19-20
|
18-19
|
Мульти-пульти — чудная страна |
1 вариант: посещение кинотеатра
2 вариант: завершение работы
над мультфильмом
|
2
|
21
|
20
|
Русская народная сказка «Теремок» |
Слушание, рассказывание сказки,
иллюстрирование, лепка героев
|
1
|
22
|
21
|
Музыка в спектакле «Теремок» |
Подбор музыкальных фрагментов
для выхода героев сказки
|
1
|
23
|
22
|
Рисуем декорации к сказке «Теремок» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
24
|
23
|
Разыграй сказку «Теремок» |
Работа над выразительностью
чтения. Работа над диафильмом (фильмом)
|
1
|
25
|
24
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
26
|
25
|
«Герои любимых сказок» |
Творческий отчёт (выставка
творческих работ, литературная
викторина)
|
1
|
27
|
26
|
«Лесная школа» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») |
Слушание, сравнение с народной
сказкой.
|
1
|
28
|
27
|
Распределение ролей
|
Рисование героев сказки, лепка
|
1
|
29
|
28
|
Музыка в спектакле «Лесная школа» |
Самостоятельный выбор песен
к спектаклю из знакомых произведений
|
1
|
30
|
29
|
Рисуем декорации к сказке «Лесная школа» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
31-32
|
30-31
|
Репетиция спектакля «Лесная школа» |
Работа над выразительностью
чтения
|
2
|
33
|
32
|
Выставка творческих работ |
Творческий отчёт
|
1
|
34
|
33
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
2 полугодие
|
||||
35
|
34
|
«Зимой в лесу» (по мотивам русской народной сказки «Рукавичка») |
Слушание, сравнение с народной
сказкой.
|
1
|
36
|
35
|
Чтение сказки «Зимой в лесу»
|
Распределение ролей
|
1
|
37
|
36
|
Музыка в спектакле «Зимой в лесу» |
Подбор музыкальных фрагментов
для выхода героев сказки
|
1
|
38
|
37
|
Чтение сказки «Зимой в лесу»
по ролям
|
Работа над выразительностью
чтения
|
1
|
39
|
38
|
Рисуем декорации к сказке «Зимой в лесу» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
40
|
39
|
Репетиция спектакля «Зимой в лесу» |
Работа над выразительностью
чтения
|
1
|
41
|
40
|
Выставка творческих работ |
Творческий отчёт
|
1
|
42
|
41
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
43
|
42
|
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
Слушание, пересказ сказки,
иллюстрирование
|
1
|
44
|
43
|
Чтение сказки «Заюшкина
избушка» по ролям
|
Чтение по ролям словесное
рисование портретов героев сказки
|
1
|
45-46
|
44-45
|
Настольный театр «Заюшкина
избушка»
|
Изготовление из бумаги
персонажей сказки. Инсценирование
сказки
|
2
|
Авторские сказки — 25 часов
|
||||
47
|
1
|
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» в стихах |
Лепка персонажей сказки
|
1
|
48
|
2
|
Распределение ролей
|
Заучивание стихотворного
текста
|
1
|
49
|
3
|
Работа над выразительностью
чтения по ролям
|
Выразительное чтение
|
1
|
50
|
4
|
Музыка в спектакле «Заюшкина избушка» |
Подбор музыкальных фрагментов
для выхода героев сказки
|
1
|
51
|
5
|
Рисуем декорации к сказке «Заюшкина избушка» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
52
|
6
|
Репетиция спектакля «Заюшкина избушка» |
Работа над выразительностью
чтения
|
1
|
53
|
7
|
Выставка творческих работ |
Творческий отчёт
|
1
|
54
|
8
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
55-56
|
9-10
|
Сказка за сказкой |
Посещение спектакля
|
2
|
57-58
|
11-12
|
Проект «Пластилиновый театр» |
Лепка героев сказок
|
2
|
59-60
|
13-14
|
Проект «Пластилиновый театр» |
Импровизация
|
2
|
61
|
15
|
Сказка «Мишка на посту» |
Знакомство со сказкой, слушание,
обсуждение, иллюстрирование
|
1
|
62
|
16
|
Распределение ролей
|
Заучивание стихотворного
текста
|
1
|
63
|
17
|
Работа над выразительностью
чтения по ролям
|
Выразительное чтение
|
1
|
64
|
18
|
Музыка в спектакле «Мишка на посту» |
Подбор музыкальных фрагментов
для выхода героев сказки
|
1
|
65-66
|
19-20
|
Экскурсия на «Поляну сказок» |
Знакомство с творчеством
местных умельцев
|
2
|
67
|
21
|
Рисуем декорации к сказке «Мишка на посту» |
Рисование эскизов декорации
|
1
|
68
|
22
|
Репетиция спектакля «Мишка на посту» |
Работа над выразительностью
чтения
|
1
|
69
|
23
|
Выставка творческих работ |
Творческий отчёт
|
1
|
70
|
24
|
Выступление перед зрителями. |
Творческий отчёт
|
1
|
71
|
25
|
Праздник сказок |
Проведение
викторины «По страницам русских
сказок»
|
1
|
Подводим итоги -1 час
|
||||
72
|
1
|
Итоги года |
1
|
Репертуар:
- «Репка на новый лад»
- «Колобок»
- «Теремок»
- «Заюшкина избушка»
- «Лесная школа»
- «Зимой в лесу»
- «Мишка на посту» (автор Т.Щербинина)
В зависимости от возможностей
обучающихся (по выбору):
- о
- д
- л
- л
- д
- д
- д
- д
- ж
- б
- л
- б
Комментариев нет:
Отправить комментарий